http://www.pags.ru/academy/main/Clauses/43.php
Уроки Столыпина. Журнал Государственная служба № 6, 2006 г.
Осенью 2006 г. исполнилось 100 лет с начала осуществления судьбоносных для нашей страны аграрно-экономических реформ, которые вошли в историю под названием «Столыпинские», по имени тогдашнего премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина.
Уроки Столыпина
Меня вынесла наверх волна событий — вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину.
П.А. Столыпин
Петр Аркадьевич Столыпин родился не на саратовской земле, но он по праву считается ее сыном. И дело не только в том, что в этой губернии находились родовые поместья большого семейного клана Столыпиных. В 1904 г. Петр Аркадьевич был назначен саратовским губернатором, и именно отсюда, с волжской земли, как подметил Василий Розанов, «...немного неуклюже и неловко он вышел на общерусскую арену и начал "по-провинциальному", по-саратовскому делать столичную работу, всегда запутанную, хитрую и немного нечистоплотную».
Это был уникальный государственный деятель, сочетавший в себе такие редкие для наших высших чиновников качества, как государственное мышление и незаурядный интеллект, честность и мужество, глубокая религиозность и абсолютная убежденность в правильности избранного пути, высокая требовательность к себе и неизменная последовательность в деле защиты государственных и национальных интересов России.
Вместе с тем в нашей истории, пожалуй, не найти столь противоречивой политической личности. Я бы сказал: насколько велика и по-русски исполинна фигура Петра Столыпина, настолько же велика отбрасываемая ею тень противоречий, наговоров и вымысла!
Воистину прав был Александр Сергеевич Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов»: «Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых...»
Но почему же, несмотря на множество прижизненных нападок, шедших из разных слоев российского общества, мы снова и снова обращаемся к фигуре, к наследию, к самому образу этого действительно великого российского гражданина? В чем его историческая сила, в чем залог исторической памяти о нем?
Я бы рискнул ответить — в правде, в чистоте помыслов и в искренности дел! Как справедливо отмечал его современник, «на Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека в России».
Какие уроки мы должны извлечь из того, что сделал, а главное, что не успел сделать Петр Аркадьевич Столыпин?
Урок первый
В своем «Дневнике писателя» за 1876 г. Ф.М. Достоевский отметил, что «весь порядок в каждой стране — политический, гражданский, всякий — всегда связан с характером землевладения в стране».
(лозунг нашей партии может быть таким: Земля фермерам без выкупа, кредиты фермерам без закладных на землю в банках, возврат земли государству а не банку.)
Столыпин был высшим государственным чиновником, который выступил инициатором наиболее либеральной аграрной реформы в нашей архиконсервативной и достаточно косной стране. Еще в 1904 г., будучи саратовским губернатором, во всеподданнейшем отчете на имя Государя Императора Николая II он напишет ставшие впоследствии его политической программой слова: «Естественным противовесом общинному началу является единоличная собственность. Она служит залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве».
Если обобщить политику правительства П.А. Столыпина в социально-экономической сфере, то можно с уверенностью сказать, что ее либеральная направленность смогла заложить определенную базу в дело стабильного развития России на пути буржуазных реформ, в том числе для формирования развитого аграрного сектора российской экономики. И это в стране, где большая часть социально активного населения проживала в сельской местности.
Если бы Столыпин получил еще хотя бы 15-20 лет для продолжения своих реформ, мы не узнали бы Россию. И не было бы ни социальной трагедии 1914 года, ни национального кошмара 1917-го, ни ужасов последующих десятилетий. «Если бы аграрный вопрос, как наследие старой русской истории, был бы успешно разрешен... русский пролетариат ни в коем случае не мог прийти к власти в 1917 году», признавал в своей «Истории русской революции» один из ее главных вождей — Лев Троцкий.
Что ж, видимо, прав Эдвард Радзинский, утверждая, что в нашей стране опасно начинать любые реформы, но еще опасней их прерывать, не доведя до конца.
Урок второй
В России, где пропасть между властью и остальным обществом всегда была приличных размеров, именно Столыпин первый понял необходимость формирования более или менее массовой социальной прослойки так называемого среднего класса—в качестве политической базы под те либеральные реформы, необходимость в которых остро осознавала прогрессивная часть правящего класса Российской империи в начале XX в. Да, Россия остро нуждалась в масштабной социально-экономической и политической модернизации. Вместе с тем было необходимо в короткое время потушить полыхавший по всей стране революционный пожар. (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС)
Эту миссию поручили Столыпину. И он смог не только принести желанные успокоение и порядок, но и приступить к формированию проправительственной социально-политической базы. Это была смелая и совершенно новая для традиционного представителя российского правящего класса линия поведения. Обычно и до него, и после правительства ориентировались на желания и установки первого лица государства, ища опору то в «придворных» кругах, то у военных и силовиков, то в финансово-промышленных группировках. Столыпин впервые поставил вопрос о формировании широкой социальной (т.е. классовой) поддержки правящего режима в самом обществе, по сути дела — о крепком среднем классе.
А такому классу нужна политическая партия — как для выражения политических и экономических требований, так и для представления своих интересов во всех институтах государства.
Урок третий
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, как трудно было этому яркому представителю российского столбового дворянства, в котором текла кровь многих поколений верных слуг российского абсолютизма, присутствовать и выступать в Государственной думе — своеобразном органе народного представительства, ограничившем с 1906 г. самодержавие Романовых. Несмотря на это, Петр Аркадьевич тесно работал с Думой, и именно здесь, как ни парадоксально, раскрылся в полной мере как политик, патриот и крупный государственный деятель. Именно со Столыпина, который обладал особым, я бы сказал — обостренным чувством государственного долга и собственным пониманием национальных интересов, российская правящая элита берет, на мой взгляд, начало своего осмысленного сотрудничества с парламентскими институтами правового государства. В то же время Председатель Совета министров России Столыпин был, по словам одного из видных политических и общественных деятелей дореволюционной России А.И. Гучкова, «искренним сторонником народного представительства». И это в стране, где даже сегодня не все из тех, кто принадлежит к правящей элите, признают необратимость демократических преобразований и незыблемость конституционного права на разделение и независимость всех ветвей власти.
(изменение закона о выборах наша цель)
В этой связи подчеркну, что непростая и трагическая история нашей страны за последние сто лет показала, что иного пути, кроме как построение правового и демократического государства, у России нет.
Вместе с тем наша власть, как исполнительная, так и законодательная, еще долго будет персонифицирована, ибо это российская специфика: верим не правильным мыслям, а их конкретным носителям. И чем жестче будет себя позиционировать такой политик, сдабривая свои выступления дешевым популизмом, тем скорее в наших условиях он будет «мил» широким электоральным массам.
Урок четвертый
Петр Аркадьевич, наверное, как ни один из его предшественников, понимал, сколь велико значение просвещения и введения всеобщей системы образования для страны, подавляющее большинство граждан которой неграмотны. Эта проблема была особенно острой в российской глубинке, в деревнях, где проживали основные действующие лица его знаменитой аграрной реформы — простые российские крестьяне. Ради них и во имя все той же генеральной идеи — формирования класса крестьян-собственников были задуманы его реформы, ибо от роста культурно-образовательного уровня сельского населения и особенно его активной части — крепких крестьян-собственников зависел и уровень их благосостояния. Образованный человек уже не захочет быть бедным, а значит, его путь к «собственному делу» будет необратим. Столыпин очень хотел видеть своих соотечественников грамотными, энергичными и, конечно, благополучными.
Да, многое изменилось бы в нашей стране, если бы каждый россиянин до конца осознал слова Столыпина: «Бедность, по мне, худшее из рабств...» У нашего народа столетиями, и до Столыпина, и особенно после его трагической гибели, напрочь уничтожали врожденное чувство собственности. Тем, кто это сделал, не нужна была сильная, а главное — свободная Россия, не нужен был крепкий хозяин на своей земле.
В этой связи мы должны еще и еще раз вспомнить исторические слова, сказанные Петром Аркадьевичем 10 мая 1907 г. в речи «Об обустройстве быта крестьян и о праве собственности»: «...богатство народа создает и могущество страны».
Урок пятый
Государственный деятель общенационального уровня должен быть патриотом — в самом точном понимании этого слова.
Нужно очень любить, уважать и понимать свою страну и свой народ. А это, к сожалению, не всегда получается. Вот почему надо научиться извлекать уроки из отечественной истории, уважать национальные традиции, беречь культурное наследие. Уместно еще раз напомнить одну из главных мыслей Столыпина: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций: им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» Эти слова поразительно актуальны и сегодня.
Нашим политическим вождям и высшим федеральным и региональным бюрократам необходимо, наконец, понять: чтобы реформы были жизненными, они «должны черпать свою силу в русских национальных началах». Столыпин это хорошо осознавал и поэтому был не «министром от общества», а министром «от народа» и не реформатором «по газетному полю», а устроителем по «государственному пространству».
Столыпин явил России совершенно новый тип государственного деятеля — консервативного реформатора с либеральной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм.
Наконец, он первый среди высших российских бюрократов соединил, говоря современным языком, проектно-управленческую функцию правительства с контрольно-исполнительной функцией премьер-министра. Именно Столыпин после опубликования своих известных переселенческих законов предпринял беспрецедентную инспекторско-ознакомительную поездку в глубь России, в Сибирь, в Поволжье и на Алтай. Там, на месте он сопоставил официальные отчеты губернаторов со своими личными наблюдениями и выводами, которые легли затем в основу новых правительственных решений.
Петр Аркадьевич был глубоко верующим человеком. Как сказал про него редактор старейшей монархической газеты «Московские ведомости» Лев Тихомиров, «он так верил в Бога, как дай Господь верить его служителям перед алтарем... Он так верил в Россию, что в этом перед ним можно только преклоняться. И в этой вере он черпал свою огромную силу».
Хочется надеяться, что и в современной России есть еще представители национальной элиты, для которых не пустым символом остаются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
И в этом есть его главный урок для всех нас.
Отредактировано Loud (2009-09-28 18:54:27)